Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение № 10 детский сад «Орлёнок»
Уренского муниципального района
Нижегородской области
НОД (с использованием проектного метода)
Тема: «Лесной доктор»
Образовательная область «Познание»
(ознакомление с окружающим миром)
средний дошкольный возраст
Выполнила: воспитатель
Зайцева С. В.
2018г.
Цель: Закреплять знания детей о дятле. Активизировать словарь (дятел, «лесной доктор» , пёстрый, расщелина).Выражать сочувствие пернатым.
Форма проведения: НОД.
Материал: иллюстрация с изображением дятла, аудиозаписи голосов птиц и стука дятла, еловые шишки, вырезанные из бумаги силуэты дятла на каждого ребёнка, макеты деревьев, жетоны, медаль «Юный знаток дятлов», мелованные карандаши.
Проблемный вопрос: Почему дятла называют «лесным доктором»?
Предварительная работа: беседа по теме, рассматривание альбома «Птицы», наблюдение на прогулке, чтение и разучивание стихотворений и загадок о дятле, дидактическая игра «Сложи дятла».
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура», «Художественное творчество».
Воспитатель. Дети, а вы хотите отправиться со мной в лес?
Дети. Да.
Воспитатель. Тогда отправимся вот по этой тропинке.
Добрый лес, старый лес
Полон сказочных чудес.
По тропинке мы пойдём,
Тихо мы в него войдём.
И прежде чем мы в него войдём, вспомним правила поведения в лесу.
Дети. – Ходить надо по тропинкам.
- Нельзя ломать ветки деревьев.
-Нельзя кричать и шуметь.
Воспитатель. Вот мы и в лесу. Как здесь красиво и тихо! Кажется, что в лесу никого нет. Но это не так. Здесь много жителей. Прислушайтесь!
Звучит аудиозапись с голосами птиц.
Воспитатель. Что вы слышите?
Дети. Пение птиц, шум леса.
Воспитатель. Как птицы « переговариваются»?
Дети. Пением, криком.
Воспитатель. Они чирикают, кричат
Поют, щебечут и свистят.
У них на завтрак вместо кашки
Червячки и таракашки.
Им бы зёрен поклевать,
Им бы в небе полетать.
Полетят-полетят-
На деревьях посидят.
На земле им не сидится,
А зовут их просто …
Дети. Птицы!
Воспитатель. Молодцы! А каких птиц вы знаете? ( Ответы детей).
Воспитатель. В лесу так много разных птиц, что, слушая звуки леса, трудно понять, какая из птиц поёт или кричит. Но одну птицу всегда легко узнать.
Звучит аудиозапись стука дятла.
Воспитатель. Кто это стучит?
Дети. Дятел.
Воспитатель. Правильно, дятел.
Воспитатель показывает на одном из деревьев изображение дятла.
Воспитатель. Это большой пёстрый дятел. Почему его так назвали?
Дети. У него пёстрые- чёрные и белые крылья, а на голове- красное пятнышко, как будто шапочка.
Воспитатель. Дятел стучит клювом по стволам деревьев. Вы сможете повторить его стук?
( Дети барабанят пальцами по стульчикам).
Воспитатель. Конечно, звуки не музыкальные, зато им радуются деревья. Вы знаете, почему?
Дети. Дятел лечит деревья.
Воспитатель. Как его называют в лесу?
Дети. « Лесным доктором».
Воспитатель. Сейчас Макаров Матвей расскажет стихотворение про дятла.
Матвей. По деревьям я скачу,
Проверяю их, лечу.
Клювом я стучу: тук-тук.
Где тут, где тут вредный жук?
Попадёт мне на обед,
Кто нанёс деревьям вред!
Воспитатель. А сейчас мы с вами проведём викторину, которая называется
«Лесной доктор». Я вам буду задавать интересные вопросы, а вы на них будете отвечать. Тот из вас, кто получит больше всего жетонов, станет победителем и получит медаль «Юный знаток дятлов».
Вопросы викторины:
1. Почему дятел не падает с дерева? ( У него острые когти и сильные ноги).
2. Чем дятел опирается о дерево? ( Хвостом).
3. К чему во рту у дятла приклеиваются жучки? ( К длинному липкому язычку).
4. Чем ещё питается дятел? (Семенами еловых и сосновых шишек).
Воспитатель показывает гору шишек под деревом, где «сидит» дятел.
5.Почему дятел не живёт там, где нет леса? ( Там нечем кормиться).
6.Где дятел устраивает себе гнездо? ( В дупле дерева).
7.В каком дереве ему легче выдолбить дупло- в старом или молодом? (В старом, потому что оно мягче).
8.Когда у дятлов вылупляются птенцы? ( Весной).
9.А другие птицы могут сделать дупло? ( Нет, только у дятла такой крепкий клюв).
Воспитатель. А теперь подведём итоги викторины.
(Подсчёт жетонов и награждение победителя).
Воспитатель. Молодцы, ребята!
Физкультминутка «Дятел»
Над берёзой дятел кружит, ( Дети машут руками, как крыльями)
Он с берёзой очень дружит.
Влево-вправо посмотрел ( Повороты головы вправо-влево)
И жуков там углядел.
Тук-тук-тук- он постучит ( Наклоны головы вниз)
И берёзу «вылечит».
Дятел- «доктор» хоть куда. ( Хлопают в ладоши).
Мы похлопаем, друзья!
Воспитатель. А ещё есть много загадок про дятла. Сейчас Кира Слепышева, Женя Соловьёва и Андрей Сурнин загадают их вам.
Дети. –Не маляр, не плотник, а лесной работник.
--Кто весь день по дереву стучит?
--Я по дереву стучу, червячка добыть хочу, хоть и скрылся под корой, всё равно он будет мой!
Воспитатель. Какая полезная птица – дятел! Без него и лес бы пропал, и многим птицам негде было бы жить. Давайте поможем лесу – поселим там много дятлов.
( Воспитатель раздаёт детям силуэты дятлов и предлагает раскрасить. Дети выполняют задание. Затем они вешают своих дятлов на макеты деревьев).
Воспитатель. Как много дятлов, все яркие, красивые. Сколько деревьев они спасут!