Очень рано дети начинают понимать, что растения живые. Их жизнь целиком зависит от того, как за ними ухаживают люди: поливают, подкармливают, рыхлят, пересаживают. Сначала ребёнок просто наблюдает за действиями взрослого, затем помогает держать совок, пустую лейку.
В три года дошкольник сам способен совершать элементарные действия по уходу за растениями. Вы кисточкой снимаете пыль с пушистых листочков узумбарской фиалки, а ваш маленький помощник протирает влажной тряпочкой плотный лист сансевьеры. А теперь можно приступить к главному: отмерили нужное количество воды и руками ребёнка поливаете растение по краю горшка. Не забудьте при этом проговаривать то, что делаете вы и ваш ребёнок: « А теперь давай напоим растение водичкой, такой, какую оно любит. Возьми леечку в правую ручку, а левой помогай. Вот так, молодец!»
В четыре года дети могут самостоятельно, но под вашим присмотром, полить и прорыхлить несколько растений (чтобы лучше дышали корни).
В пять-шесть лет они вполне способны определить, требуется ли растению полив, рыхление, удаление пыли и провести необходимый уход.
Общаясь со взрослыми, ребёнок узнает: что растениям нужна не только вода (одним больше, другим меньше), но и воздух, а также подкормка; что листья должны быть чистыми, чтобы легче было поглощать свет, и т.д.
Дошкольнику рекомендуется сообщать биологическое название растения и подкреплять его народным. Даже 3 - 4-летний ребёнок способен понять, почему бальзамин называют «огоньком», а 5 – 6-летним детям интересно узнать, отчего зиферантус называют «выскочкой»,
а колеус – «крапивкой», а сансевьеру – «щучьим хвостом».
Очень хорошо, если уход за растениями стал приятной обязанностью, а не надоедливым делом. Чтобы такого не произошло, не делайте труд наказанием («что-то ты расшалился, полей лучше растения»), не отрывайте ребёнка от игры, интересного занятия ради дела, пусть и очень важного. Работу лучше планировать заранее. И ещё один совет. Чтобы общение с растениями было ребёнку в радость, учите наблюдать за ними: дайте ему задание заметить появление нового листа, цветка, увеличение стебля, первых признаков неблагополучия и др.
Такой же интерес представляет для детей разведение огорода на окне в зимний период времени. Рекомендуется выращивать то, что быстро растёт и может дать видимые результаты: лук, петрушка, укроп, овёс и другие культуры. Польза от этого двойная. Во-первых, то, что вырастил ребёнок, может быть использовано в пищу; но главное – вести изучение, как развивается растение, какие условия необходимы для его роста и развития, как его состояние зависит от ухода.
Тепло – один из важнейших факторов, влияющих на жизнь растений, но не всегда оно должно быть равномерным (имеется в виду сезон года и время суток). В летнее время тепло способствует росту и развитию растений. Зимой же при коротком световом дне чрезмерное тепло, наоборот, действует вредно: оно стимулирует рост растений, но его побеги и листочки испытывают недостаток света. При низкой температуре или её стабильности растения развиваются плохо, чахнут. Температурный режим должен быть ритмичным.
Свет – самое главное условие жизни для всех растений, но потребность в нём у разных видов не одинакова. Большинство комнатных растений с тёмно-зелёными листьями не нуждаются в ярком свете, а вот светло-зеленые и пестролистные требуют большого освещения. Однако нужно помнить, что они боятся прямых солнечных лучей и требуют постепенного перехода к яркому освещению.
Очень большую роль в жизни растений играет и воздух. Он постоянно должен быть свежим, чистым и влажным. Такой воздух необходим не только наземным частям растения, но и корням, к которым он попадает через поверхность почвы.
Чтобы растение нормально дышало, листья и стебли необходимо периодически опрыскивать, обмывать тёплой водой, протирать влажной ваткой или мягкой тряпочкой. В летнее время полезно выставлять растения под грибной дождь, но не под ливень.
Жизнь растений немыслима без воды, которая является главной составной частью живых клеток растения. С водой из почвы в корневую систему и наземные части растения поступают необходимые питательные вещества. Испаряя воду, растения как бы защищаются от перегрева. Основная масса воды поступает через корневую систему, но зелёные части растения поглощают влагу и из воздуха.
Весной и летом, в период активного роста растений, требуется частая поливка, осенью и зимой она должна быть умеренной.