Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Орлёнок»
Уренского муниципального округа
Нижегородской области
Проект «Мой поселок – моя малая родина»
(подготовительная группа)
Выполнила:
воспитатель
Зайцева С.В.
п. Уста
2023
Проект «Мой поселок моя малая родина» (подготовительная группа)
Вид проекта: познавательно-исследовательский.
Участники проекта: Воспитатели, дети подготовительной группы, музыкальный руководитель, родители.
Возраст участников проекта: дети 6-7 лет.
Тип проекта: краткосрочный, групповой.
Форма организации: образовательные ситуации и занятия, экскурсии, праздники, развлечения, беседы.
Проблема : Проблема воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Ознакомление с родным поселком имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора. В детском возрасте формируются основные качества личности человека. Поэтому так важно напитать восприимчивую душу ребенка высокими человеческими ценностями, зародить интерес к истории России и родного поселка. Если процесс патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста строить с учетом принципов системности, сотворчества детей и их родителей, в совместном процессе освоения регионального культурно-исторического наследия, то у детей будет развито чувство гордости за свою страну, родной любимый поселок, бережное отношение к родной земле, культурно-историческим и духовным ценностям.
Программное содержание: В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде (ст. 2, п. 2, в редакции Федерального закона «Об образовании в РФ» от 31.07.2020 N 304-ФЗ). Исходя из данного определения сформулирована общая цель воспитания в МБДОУ: создание условий для самоопределения и социализации детей дошкольного возраста на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Воспитание личности ребенка происходит только в процессе вовлечения его в социально значимую деятельность. В деятельности ребенок получает социальные знания, у него развивается позитивное отношение к общественным ценностям, приобретается опыт участия в социально важных делах. Принимая во внимание цель и деятельностный характер воспитания, мы определили конкретные задачи:
1. Поддерживать традиции дошкольного учреждения в проведении социально значимых образовательных и досуговых мероприятий.
2. Реализовывать воспитательные возможности совместной деятельности взрослого и ребенка, детско-взрослых сообществ, основанных на коллективной практической деятельности.
3. Использовать в воспитании детей возможности занятий с детьми.
4. Приобщать к традициям, истории и культуре своей Родины, своего народа и родного края на основе музейной педагогики.
5. …
6. Использовать воспитательный ресурс развивающей предметно-пространственной среды детского сада.
7. Организовать конструктивное взаимодействие педагогов детского сада и семьи по воспитанию ребенка дошкольного возраста.
Цель и конкретные задачи воспитания позволяют выделить целевые приоритеты. В воспитании детей дошкольного возраста таким целевым приоритетом 67 является создание благоприятных условий для усвоения детьми социально значимых знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут. К наиболее важным из них относятся следующие:
- быть трудолюбивым, доводить начатое дело до конца;
- любить своих родителей, свой родной край и свое Отчество.
Актуальность проекта: Каждый человек имеет свою малую Родину. Чаще всего любимым является то место, где человек родился и вырос. Для формирования у детей основ гражданской культуры, социально - нравственного развития личности, необходимо получение детьми знаний об их родном поселке.
Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать у ребёнка уважительное отношение к малой Родине. Детские воспоминания самые яркие и волнительные. Чем больше ребёнок с детства будет знать о родных местах, родном поселке, тем ближе и роднее будет становиться ему Родина, Россия.
Цель проекта: Закрепление знаний и представлений детей о поселке Уста, как о малой Родине, о его объектах и достопримечательностях.
Задачи проекта:
1. Формировать представления детей о родном поселке Уста, как о малой родине.
2. Закреплять знания о ближайшем окружении, основных объектах поселка Уста: детский сад, школа, магазины, дом культуры; и т.д. Закреплять умение устанавливать связи между строением, функцией и профессией.
3. Расширить знания детей о растительном и животном мире нашего поселка.
4. Способствовать умению детей самостоятельно искать информацию путём общения с родителями, сверстниками, учить анализировать полученную информацию.
5. Развивать интерес к самостоятельно – поисковой деятельности, творческие способности, память, речь, внимание. Развивать у детей связную речь, обогащать и активизировать словарь.
Время выполнения: 17.10.2022 – 06.11.2022.
Участники проекта: Воспитатели, дети подготовительной группы, музыкальный руководитель, родители.
Возраст участников проекта: дети 6-7 лет.
Предполагаемый результат:
Дети владеют знаниями о поселке как о малой родине, о ближайшем окружении, основных объектах поселка Уста: детский сад, школа, магазины, дом культуры; и т.д.
Активное участие детей в наблюдениях, экскурсиях, выставках и других видах деятельности.
Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
Освоение доступных знаний, об умение устанавливать связи между строением, функцией и профессией;
Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.
Список литературы:
«Родная улица моя» - Уста: ЦБ, 2012г.
«Поселок, который нам дорог» - Уста: ЦБ, 2009г.
«Живого родника зеркальная вода» - Уста: ЦБ, 2011г.
«Секреты гончаров на Усте» - Урень: ЦБ, 2006г.
«Семь чудес Урень края» - Урень: ЦБ, 2010г.
«Солдатский подвиг будет жить в веках» - Урень: ЦБ, 2019г.
Этапы работы:
1 этап
Сбор информации о поселке.
Подбор иллюстративного материала.
Отбор художественной литературы, художественного материала.
2 этап - Перспективы планирования.
1. Рассказ воспитателя об истории развития поселка.
2. Рассматривание фотографий и беседа на тему «Наш поселок».
3. Просмотр слайдов и видеоматериалов.
4. Составление творческих рассказов «Как я люблю отдыхать», «Моя улица», «Животные и растения моего края».
Цикл бесед:
История возникновения родного поселка.
Цель: Вызвать интерес и желание узнать об истории возникновения своего поселка. Формировать познавательные интересы, любознательность, активность. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к родному краю.
Викторина «Свой край родной люби и знай».
Цель: Вызвать интерес к истории своего поселка, его традициям. Формирование эстетических качеств у старших дошкольников: восхищение красотой родного поселка, его природой, памятниками, людьми, живущими рядом, их делами.
Совместная и самостоятельная деятельность
Рисование «Улица, на которой я живу», «Мой любимый детский сад».
Познавательные занятия «Профессия моих родителей», «Как я отдыхаю?».
Игровая деятельность
Сюжетно-ролевые:
Построим улицу поселка.
Строительство нового дома
Дидактические игры:
«Выложи герб из фрагментов»
Альбом «Наш поселок».
Карта - схема «Дорога в детский сад».
Содержание проектной деятельности.
1 День. Первая половина дня
1) Групповая/ подгрупповая деятельность (коммуникативная) «Знаешь ли ты свой поселок?» (с использованием иллюстраций ).
Цель: выявить уровень знаний детей по теме. Примерные вопросы:
- Как называется поселок, в котором ты живешь?
- Почему он так называется?
- Где в поселке люди лечатся?
- Где покупают продукты, лекарства?
- Где отправляют и получают посылки?
- Назови свой адрес.
2) Образовательная деятельность в режимных моментах. Традиция «Утро радостных встреч». Детей встречает игрушка - Кот Леопольд. Расспрашивает детей, в какой стране и поселке они живут, какой у них адрес, что интересного есть в их поселке.
Цель: выявление знаний детей о месте их жительства, формирование первичных ценностных представлений о себе, окружающим их социальном мире.
2 день. Вторая половина дня.
Групповая/ подгрупповая деятельность:
Образовательная деятельность в режимных моментах:
Д/И «Мы - строители поселка».
Цель: - ознакомление с картой поселка; развитие творческого потенциала.
Ход игры: - предложить детям на карте «построить» поселок - учить размещать всё на карте при помощи определённых значков.
2) Работа с родителями: Консультация «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников».
3 День. Первая половина дня.
Групповая/ подгрупповая деятельность:
1. Коммуникативная. Рассказ- беседа об истории возникновения родного поселка. Цель: - закреплять знания детей об Усте, - познакомить с историей возникновения родного поселка. 2) Образовательная деятельность в режимных моментах. Рисование «Поселок, в котором я живу. Мой дом».
Цель: - вызвать в памяти детей картины своего двора, дома, ближайшего окружения; побуждать передавать их с помощью доступных средств выразительности (цвет - форма).
4 день. Вторая половина дня.
1). Образовательная деятельность в режимных моментах.
Беседа «Интересные уголки родного поселка».
Цель: вспомнить знакомые места родного поселка, для чего их создают; поговорить о скверах, что расположены недалеко от детского сада, в честь кого они названы.
2) Работа с родителями: Предложить родителям вместе с детьми повторить свой домашний адрес.
5 День. Вторая половина дня.
Сюжетно-ролевая игра «Улицы родного города».
Цель: - помочь детям разделить группу на предполагаемые улицы с организованными на них разными игровыми центрами (больница, магазин, аптека, почта, детский сад); развивать свободное общение с взрослыми и детьми в процессе игры
2) Д/и «Сложи памятник».
6 день. Первая половина дня
Групповая/ подгрупповая деятельность.
1. Проблемная ситуация «Если ты потерялся в поселке, что делать?»
Цель: побуждать детей к высказываниям; проверять знания детьми улиц поселка, своего домашнего адреса.
2. Познавательно - исследовательская. Составление схемы улицы, где находится наш детский сад.
7 день Первая половина дня
Групповая/ подгрупповая деятельность:
1. Рассказ детей об интересных местах поселка, где они уже успели побывать.
2. ЧХЛ. Чтение стихотворений о родном поселке.
8 день. Вторая половина дня.
1) Самостоятельная деятельность детей. Рассматривание книг и фотографий.
2) Беседа:: «История возникновения родного города».
Цели: - закреплять знания детей о родном городе; познакомить с историей возникновения поселка; воспитывать интерес к истории родного края.
9 день. Вторая половина дня.
1) Познавательно - исследовательская «Составление Красной книги родного края».
Цель: - рассказывание, показ иллюстраций с изображением животных, обитающих в нашей области.
2) Рисование на тему «Животные родного края».
4) Работа с родителями: предложить найти информацию о количестве улиц поселка и чьими именами называют улицы.
10 День. Первая половина дня
Групповая/ подгрупповая деятельность:
1)Составление и отгадывание загадок на тему «Мои любимые места в моем поселке».
2) Самостоятельная деятельность детей. Познавательно - исследовательская. Рассматривание иллюстраций промышленных объектов нашего поселка.
11 день. Вторая половина дня.
1) Продуктивная. Изготовление альбома «Мой поселок»
2) Д/и «Угадай, где я нахожусь».
12 день. Первая половина дня.
1) Беседа «Поселок в котором я живу».
Цели: активизировать речевой материал по теме «поселок», учить детей подбирать антонимы, пользоваться в речи суффиксами – ик, - ищ; учить образовывать существительные множественного числа в именительном и родительном падежах
учить детей составлять рассказ о своём поселке, развивать внимание и память.
13 день. Первая половина дня
1) Коммуникативная. Д/и «Расскажи о родном поселке: какой он?»
Цель: - учить подбирать определения образовывать прилагательные по образцу
13 день. Вторая половина дня.
Конструирование «Район, в котором находится наш детский сад».
Цели: расширять и уточнять представления детей о районе, в котором расположен их детский сад; учить работать коллективно, обсуждать детали работы; развивать воображение.
14 День. Первая половина дня
Викторина «Свой край родной люби и знай».
Цель: Вызвать интерес к истории своего поселка, его традициям. Формирование эстетических качеств у старших дошкольников: восхищение красотой родного поселка, его природой, памятниками, людьми, живущими рядом, их делами.
Результат проекта:
Знания, полученные во время проекта, помогли повысить значимость патриотического воспитания детей, формированию патриотических чувств у дошкольников. Родители и воспитатели убедились в том, насколько актуальна тема изучения родного поселка. Проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил родителей и детей в воспитании будущих граждан своего города и страны.
Все этапы проекта прошли через разные виды деятельности, использовался развивающий, дифференцированный подход к каждому ребёнку. Родители вместе с детьми представили очень интересную информацию по теме «Улицы нашего поселка», сопровождали свои рассказы показом фотографий о родном поселке.
Беседы
Беседа с детьми: «Улица, на которой я живу»
Цель: пробуждать в детях любовь к своему поселку, улице на которой они живут, к своему дому.
Задачи:
• формирование патриотических чувств; расширять представление о родном городе, в котором живут дети, воспитывать чувство ответственности за свой город, закреплять домашний адрес;
• закреплять знание своего домашнего адреса, расширять знания о том, в честь кого названа та улица, на которой они живут;
• совершенствование речи как беседы общения; помощь детям в построении высказывания; умении вести диалог с воспитателями и сверстниками;
• продолжать расширять представления об окружающем, стремление любоваться красотой архитектурных сооружений; формировать умение эстетически оценивать их.
Активизация словаря: жилые, общественные, кирпичный, панельный, деревянный, магазин, почта, больница.
Ход занятия
Ребята, я сегодня шла на работу и встретила мальчика, который стоял и плакал. Оказывается, он потерялся, его мама ушла, а он не знает свой домашний адрес.
- А вы знаете свой домашний адрес?
- Как называется улица, на которой ты живёшь?
- Почему она так называется?
- Какие здания есть на вашей улице?
- Какие здания мы называем жилые?
- Какие здания мы называем общественными?
- Какие общественные здания есть на вашей улице?
- Как выглядит дом, в котором ты живёшь?
- Сколько в нём этажей?
- Из чего он сделан? (кирпич, дерево, панели)
- Значит он какой? (кирпичный, панельный, деревянный)
- Возле вашего дома есть детская площадка?
- Что на ней построено?
- А ты ходишь поиграть на ней? С родителями или один?
- В какое время года ваша улица всего красивей? Или она тебе нравится в любое время?
- Что можете сделать вы, чтобы ваша улица стала чище и красивее?
Ребята, вы так много знаете о своей улице. Давайте мы сейчас с вами превратимся в птиц и увидим свой поселок с высоты птичьего полета.
Итог беседы: Давайте любить свой дом, свой двор, свой поселок, ведь это наша маленькая родина. Это Мы – хозяева города, от нас с вами зависит, какой он есть и каким он будут в будущем.
Беседа «Моя будущая профессия»
1. Организационный момент.
Просмотр отрывка мультфильма В. В. Маяковского «Кем быть»
2. Основная часть. Воспитатель: О чём мультфильм?
Дети: О профессиях. Воспитатель: А что означает слово «Профессия»?
Дети:
Воспитатель: Кому из вас хочется вырасти поскорее и стать взрослым?
Скажите, а куда каждый день ходят ваши мамы и папы, взрослые?
Дети: Взрослые, мамы и папы ходят на работу
Воспитатель: Для чего люди ходят на работу?
Дети: Чтобы зарабатывать деньги, строить дома, водить машины, выращивать хлеб.
Воспитатель: Кем работают ваши родители? (спросить каждого ребенка)
Воспитатель: Какую пользу они приносят?
Дети: Они шьют одежду, учат детей, лечат заболевших, готовят пищу, перевозят грузы.
Постановка проблемной ситуации.
Воспитатель: Ребята, трудно представить, что мы будем делать без врачей, когда заболеем.
Воспитатель: Что бы мы носили, если бы не было портных!
Воспитатель: Что бы ели, если бы не труд людей, которые выращивают хлеб, овощи, фрукты.
Воспитатель: Какой пустой, неуютной была бы наша комната, если бы не столяры и плотники.
Воспитатель: А теперь поиграем в игру. Я буду вам показывать профессию, а вы отвечаете, что делает человек данной профессии.
Физкультминутка «Пилоты»
Мы отважные пилоты. (Руки в стороны с наклонами)
Водим в небе самолеты. (Имитация)
Над родной землей летаем, (Вращение туловище)
Обгоняя птичьи стаи. (Махи руками)
Хоть взлетаем высоко (Прыжки на месте)
Приземляемся легко! (Посадка на место)
Психогимнастическое-упражнение.
Цель: Учить изображать эмоциональное состояние людей разных профессий, используя выразительные движения и пластику.
Воспитатель - Я буду показывать любую профессию, а вы должны изобразить ее не только действием, но и мимикой. Как вы покажете шофера, художника, музыканта, парикмахера?
«Загадки профессий»
Цель: Развивать внимание, память, мышление
Воспитатель: Скажите, кто так вкусно,
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты.
Все завтраки, обеды? (Повар)
Воспитатель: Мы учим детишек,
Писать и читать,
Природу любить,
Стариков уважать. (Учитель)
Воспитатель: Встаем мы очень рано, Ведь наша забота,
Всех отвозить по утрам на работу (Шофёр)
Воспитатель:
Кто, скажите мне, такой.
Охраняет наш покой.
За порядком он следит,
Хулиганить не велит? (Полицейский)
Воспитатель:
Не водитель, но в автобусе
Нам билеты отрывает,
Остановки сообщает.
Как его все называют? (Кондуктор)
Воспитатель: Ждет сотрудников отряд,
В детском садике ребят
Кто же мам в нем замещает
Кто из вас, детишки, знает? (Воспитатель, няня, врач, муз. руководитель.)
Воспитатель: Ножницы, шампунь, расческа,
Всем я делаю прически,
Стригу и взрослых, и детей.
Отгадай меня скорей! (Парикмахер )
Воспитатель: Он не летчик, не пилот,
Он ведет не самолет,
А огромную ракету,
Дети, кто, скажите, это? (Космонавт)
Воспитатель: Молодцы, ребята все и загадки правильно отгадали.
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие в страну профессий. Все профессии, о которых мы сегодня говорили и те, о которых не успели сказать, очень важны и нужны всем людям. Нельзя выделить более необходимые и менее нужные профессии. Они все нужны. Ни одна профессия не может существовать отдельно от другой. Многие связаны между собой и помогают друг другу.
Например, врач и медсестра, воспитатель и помощник воспитателя. Но самое главное, что мне хотелось бы вам сказать, это то, что можно быть кем угодно: прекрасным врачом, умелым парикмахером, знающим поваром, водителем, учителем, но если у человека злое сердце, если он завистлив и эгоистичен, такой человек не принесет радости своим трудом. Поэтому я прежде всего желаю вам быть добрыми и отзывчивыми людьми. А профессию, мне кажется, вы выберете правильно, с умом, по зову сердца.
Воспитатель: Я теперь скажите «Кто кем хочет стать, когда вырастит».
(Ответы детей)
3. Заключительная часть.
1. Что интересного вы сегодня узнали? 2. Скажите, а какие профессии бывают? 3. А кто такой врач? Что он делает? 4. Зачем нужны профессии?
Творческое задание:
Дети рисуют людей разных профессий.