Воспитатель

Зайцева Светлана

Викторовна

 

 

Проект "Мой поселок-моя малая родина"

 

                                Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное                                 учреждение детский сад «Орлёнок»

Уренского муниципального округа

Нижегородской области

 

 

 

 

 

 

Проект «Мой поселок – моя малая родина»

(подготовительная группа)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

воспитатель

Зайцева С.В.

 

 

                                                   п. Уста

                                                              2023

 

 

 

 

 

Проект «Мой поселок моя малая родина» (подготовительная группа)

Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Участники проекта: Воспитатели, дети подготовительной группы, музыкальный руководитель, родители.

Возраст участников проекта: дети 6-7 лет.

Тип проекта: краткосрочный, групповой.

Форма организации: образовательные ситуации и занятия, экскурсии, праздники, развлечения, беседы.

Проблема :  Проблема  воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Ознакомление с родным поселком имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора. В детском возрасте формируются основные качества личности человека. Поэтому так важно напитать восприимчивую душу ребенка высокими человеческими ценностями, зародить интерес к истории России и родного поселка. Если процесс патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста строить с учетом принципов системности, сотворчества детей и их родителей, в совместном процессе освоения регионального культурно-исторического наследия, то у детей будет развито чувство гордости за свою страну, родной любимый поселок, бережное отношение к родной земле, культурно-историческим и духовным ценностям.

Программное содержание: В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде (ст. 2, п. 2, в редакции Федерального закона «Об образовании в РФ» от 31.07.2020 N 304-ФЗ). Исходя из данного определения сформулирована общая цель воспитания в МБДОУ: создание условий для самоопределения и социализации детей дошкольного возраста на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Воспитание личности ребенка происходит только в процессе вовлечения его в социально значимую деятельность. В деятельности ребенок получает социальные знания, у него развивается позитивное отношение к общественным ценностям, приобретается опыт участия в социально важных делах. Принимая во внимание цель и деятельностный характер воспитания, мы определили конкретные задачи:

1. Поддерживать традиции дошкольного учреждения в проведении социально значимых образовательных и досуговых мероприятий.

2. Реализовывать воспитательные возможности совместной деятельности взрослого и ребенка, детско-взрослых сообществ, основанных на коллективной практической деятельности.

3. Использовать в воспитании детей возможности занятий с детьми.

4. Приобщать к традициям, истории и культуре своей Родины, своего народа и родного края на основе музейной педагогики.

5.

6. Использовать воспитательный ресурс развивающей предметно-пространственной среды детского сада.

7. Организовать конструктивное взаимодействие педагогов детского сада и семьи по воспитанию ребенка дошкольного возраста.

Цель и конкретные задачи воспитания позволяют выделить целевые приоритеты. В воспитании детей дошкольного возраста таким целевым приоритетом 67 является создание благоприятных условий для усвоения детьми социально значимых знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут. К наиболее важным из них относятся следующие:

- быть трудолюбивым, доводить начатое дело до конца;

- любить своих родителей, свой родной край и свое Отчество. 

Актуальность проекта: Каждый человек имеет свою малую Родину. Чаще всего любимым является то место, где человек родился и вырос. Для формирования у детей основ гражданской культуры, социально - нравственного развития личности, необходимо получение детьми знаний об их родном поселке.

Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать у ребёнка уважительное отношение к малой Родине. Детские воспоминания самые яркие и волнительные. Чем больше ребёнок с детства будет знать о родных местах, родном поселке, тем ближе и роднее будет становиться ему Родина, Россия.

 

 

 Цель проекта: Закрепление знаний и представлений детей о поселке Уста, как о малой Родине, о его объектах и достопримечательностях.

 Задачи проекта:

1. Формировать представления детей о родном поселке Уста, как о малой родине.       

2. Закреплять знания о ближайшем окружении, основных объектах поселка Уста: детский сад, школа, магазины, дом культуры; и т.д. Закреплять умение устанавливать связи между строением, функцией и профессией.

3. Расширить знания детей о растительном и животном мире нашего поселка.

4. Способствовать умению детей самостоятельно искать информацию путём общения с родителями, сверстниками, учить анализировать полученную информацию.

5. Развивать интерес к самостоятельно – поисковой деятельности, творческие способности, память, речь, внимание. Развивать у детей связную речь, обогащать и активизировать словарь.

Время выполнения: 17.10.2022 – 06.11.2022.

Участники проекта: Воспитатели, дети подготовительной группы, музыкальный руководитель, родители.

Возраст участников проекта: дети 6-7 лет.

Предполагаемый результат:

  Дети владеют знаниями о поселке как о малой родине, о ближайшем окружении, основных объектах поселка Уста: детский сад, школа, магазины,  дом культуры; и т.д.

       Активное участие детей в наблюдениях, экскурсиях,  выставках и других видах деятельности.

   Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на  происходящее, оказывать посильную помощь.

 Освоение доступных знаний, об умение устанавливать связи между строением, функцией и профессией;

Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.

Список литературы:

«Родная улица моя» - Уста: ЦБ, 2012г.

«Поселок, который нам дорог» - Уста: ЦБ, 2009г.

«Живого родника зеркальная вода» - Уста: ЦБ, 2011г.

«Секреты гончаров на Усте» - Урень: ЦБ, 2006г.

«Семь чудес Урень края» - Урень: ЦБ, 2010г.

«Солдатский подвиг будет жить в веках» - Урень: ЦБ, 2019г.

Этапы работы:

1 этап

Сбор информации о поселке.

Подбор иллюстративного материала.

Отбор художественной литературы, художественного материала.

2 этап - Перспективы планирования.

1. Рассказ воспитателя об истории развития поселка.

2. Рассматривание фотографий и беседа на тему «Наш поселок».

3. Просмотр слайдов и видеоматериалов.

4. Составление творческих рассказов «Как я люблю отдыхать»«Моя улица»«Животные и растения моего края».

Цикл бесед:

История возникновения родного поселка.

Цель: Вызвать интерес и желание узнать об истории возникновения своего поселка. Формировать познавательные интересы, любознательность, активность. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к родному краю.

 

Викторина «Свой край родной люби и знай».

Цель: Вызвать интерес к истории своего поселка, его традициям. Формирование эстетических качеств у старших дошкольников: восхищение красотой родного поселка, его природой, памятниками, людьми, живущими рядом, их делами.

Совместная и самостоятельная деятельность

Рисование «Улица, на которой я живу»«Мой любимый детский сад».

Познавательные занятия «Профессия моих родителей»«Как я отдыхаю?».

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевые:

Построим улицу поселка.

Строительство нового дома

Дидактические игры:

«Выложи герб из фрагментов»

Альбом «Наш поселок».

Карта - схема «Дорога в детский сад».

 

Содержание проектной деятельности.

1 День. Первая половина дня                                                                                  

1) Групповая/ подгрупповая деятельность (коммуникативная) «Знаешь ли ты свой поселок?» (с использованием иллюстраций ).                                                                         

Цель: выявить уровень знаний детей по теме.                                          Примерные вопросы:                                                                                                                              

 - Как называется поселок, в котором ты живешь?                                                                  

 - Почему он так называется?

- Где в поселке люди лечатся?

- Где покупают продукты, лекарства?

- Где отправляют и получают посылки?

- Назови свой адрес.

2) Образовательная деятельность в режимных моментах. Традиция «Утро радостных встреч». Детей встречает игрушка - Кот Леопольд. Расспрашивает детей, в какой стране и поселке они живут, какой у них адрес, что интересного есть в их поселке.

Цель: выявление знаний детей о месте их жительства, формирование первичных ценностных представлений о себе, окружающим их социальном мире.

2 день. Вторая половина дня.                                                                                  

Групповая/ подгрупповая деятельность:                                                            

Образовательная деятельность в режимных моментах:

Д/И «Мы - строители поселка»                                                                                                 

Цель: - ознакомление с картой поселка; развитие творческого потенциала.

Ход игры: - предложить детям на карте «построить» поселок - учить размещать всё на карте при помощи определённых значков.

2) Работа с родителями: Консультация «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников».

3 День. Первая половина дня.                                                                                               

 Групповая/ подгрупповая деятельность:                                                                                  

1. Коммуникативная. Рассказ- беседа об истории возникновения родного поселка. Цель: - закреплять знания детей об Усте, - познакомить с историей возникновения родного поселка.                                                                                                                               2) Образовательная деятельность в режимных моментах.                                 Рисование «Поселок, в котором я живу. Мой дом».                                                    

Цель: - вызвать в памяти детей картины своего двора, дома, ближайшего окружения; побуждать передавать их с помощью доступных средств выразительности (цвет - форма).

4 день. Вторая половина дня.

1). Образовательная деятельность в режимных моментах.

Беседа «Интересные уголки родного поселка»                                                                                                                 

Цель: вспомнить знакомые места родного поселка, для чего их создают; поговорить о скверах, что расположены недалеко от детского сада, в честь кого они названы.

2) Работа с родителями: Предложить родителям вместе с детьми повторить свой домашний адрес.

5 День. Вторая половина дня.

Сюжетно-ролевая игра «Улицы родного города».                                                                      

Цель: - помочь детям разделить группу на предполагаемые улицы с организованными на них разными игровыми центрами (больница, магазин, аптека, почта, детский сад); развивать свободное общение с взрослыми и детьми в процессе игры

2) Д/и «Сложи памятник».

6 день. Первая половина дня                                                                                     

 Групповая/ подгрупповая деятельность.                                                                              

1. Проблемная ситуация «Если ты потерялся в поселке, что делать?»                                

Цель: побуждать детей к высказываниям; проверять знания детьми улиц поселка, своего домашнего адреса.                                                                                                         

2. Познавательно - исследовательская. Составление схемы улицы, где находится наш детский сад.

7 день Первая половина дня

Групповая/ подгрупповая деятельность:

1. Рассказ детей об интересных местах поселка, где они уже успели побывать.

2. ЧХЛ. Чтение стихотворений о родном поселке.

 

8 день. Вторая половина дня.                                                                                                             

1) Самостоятельная деятельность детей. Рассматривание книг и фотографий.

2) Беседа:: «История возникновения родного города».

Цели: - закреплять знания детей о родном городе; познакомить с историей возникновения поселка; воспитывать интерес к истории родного края.

9 день. Вторая половина дня.

1) Познавательно - исследовательская «Составление Красной книги родного края».

Цель: - рассказывание, показ иллюстраций с изображением животных, обитающих в нашей области.

2) Рисование на тему «Животные родного края».

4) Работа с родителями: предложить найти информацию о количестве улиц поселка и чьими именами называют улицы.

10 День. Первая половина дня

Групповая/ подгрупповая деятельность:

1)Составление и отгадывание загадок на тему «Мои любимые места в моем поселке».

2) Самостоятельная деятельность детей.                                                                      Познавательно - исследовательская. Рассматривание иллюстраций промышленных объектов нашего поселка.

11 день. Вторая половина дня.

1) Продуктивная. Изготовление альбома «Мой поселок»

2) Д/и «Угадай, где я нахожусь».

12 день. Первая половина дня.

1) Беседа «Поселок в котором я живу»                                                                                     

Цели: активизировать речевой материал по теме «поселок», учить детей подбирать антонимы, пользоваться в речи суффиксами – ик, - ищ; учить образовывать существительные множественного числа в именительном и родительном падежах

учить детей составлять рассказ о своём поселке, развивать внимание и память.

13 день. Первая половина дня                                                                                                     

1) Коммуникативная. Д/и «Расскажи о родном поселке: какой он?»

Цель: - учить подбирать определения образовывать прилагательные по образцу

13 день. Вторая половина дня.

Конструирование «Район, в котором находится наш детский сад».

Цели: расширять и уточнять представления детей о районе, в котором расположен их детский сад; учить работать коллективно, обсуждать детали работы; развивать воображение.

14 День. Первая половина дня

Викторина «Свой край родной люби и знай».

Цель: Вызвать интерес к истории своего поселка, его традициям. Формирование эстетических качеств у старших дошкольников: восхищение красотой родного поселка, его природой, памятниками, людьми, живущими рядом, их делами.

 

Результат проекта:

Знания, полученные во время проекта, помогли повысить значимость патриотического воспитания детей, формированию патриотических чувств у дошкольников. Родители и воспитатели убедились в том, насколько актуальна тема изучения родного поселкаПроект заинтересовал детей и взрослых, сплотил родителей и детей в воспитании будущих граждан своего города и страны.

Все этапы проекта прошли через разные виды деятельности, использовался развивающий, дифференцированный подход к каждому ребёнку. Родители вместе с детьми представили очень интересную информацию по теме «Улицы нашего поселка», сопровождали свои рассказы показом фотографий о родном поселке.

 


 

                                                Беседы

Беседа с детьми: «Улица, на которой я живу»

Цель: пробуждать в детях любовь к своему поселку, улице на которой они живут, к своему дому.

Задачи:

• формирование патриотических чувств; расширять представление о родном городе, в котором живут дети, воспитывать чувство ответственности за свой город, закреплять домашний адрес;

• закреплять знание своего домашнего адреса, расширять знания о том, в честь кого названа та улица, на которой они живут;

• совершенствование речи как беседы общения; помощь детям в построении высказывания; умении вести диалог с воспитателями и сверстниками;

• продолжать расширять представления об окружающем, стремление любоваться красотой архитектурных сооружений; формировать умение эстетически оценивать их.

Активизация словаря: жилые, общественные, кирпичный, панельный, деревянный, магазин, почта, больница.

Ход занятия

Ребята, я сегодня шла на работу и встретила мальчика, который стоял и плакал. Оказывается, он потерялся, его мама ушла, а он не знает свой домашний адрес.

- А вы знаете свой домашний адрес?

- Как называется улица, на которой ты живёшь?

- Почему она так называется?

- Какие здания есть на вашей улице?

- Какие здания мы называем жилые?

- Какие здания мы называем общественными?

- Какие общественные здания есть на вашей улице?

- Как выглядит дом, в котором ты живёшь?

- Сколько в нём этажей?

- Из чего он сделан? (кирпич, дерево, панели)

- Значит он какой? (кирпичный, панельный, деревянный)

- Возле вашего дома есть детская площадка?

- Что на ней построено?

- А ты ходишь поиграть на ней? С родителями или один?

- В какое время года ваша улица всего красивей? Или она тебе нравится в любое время?

- Что можете сделать вы, чтобы ваша улица стала чище и красивее?

Ребята, вы так много знаете о своей улице. Давайте мы сейчас с вами превратимся в птиц и увидим свой поселок с высоты птичьего полета.

Итог беседы: Давайте любить свой дом, свой двор, свой поселок, ведь это наша маленькая родина. Это Мы – хозяева города, от нас с вами зависит, какой он есть и каким он будут в будущем.

 

 

 

 

    Беседа   «Моя будущая профессия»

1. Организационный момент.

Просмотр отрывка мультфильма В. В. Маяковского «Кем быть»

2. Основная часть. Воспитатель: О чём мультфильм? 

Дети: О профессиях                                                                                                    Воспитатель: А что означает слово «Профессия»?

Дети:

Воспитатель: Кому из вас хочется вырасти поскорее и стать взрослым?

Скажите, а куда каждый день ходят ваши мамы и папы, взрослые?

Дети: Взрослые, мамы и папы ходят на работу

Воспитатель: Для чего люди ходят на работу?

Дети: Чтобы зарабатывать деньги, строить дома, водить машины, выращивать хлеб.

Воспитатель: Кем работают ваши родители? (спросить каждого ребенка)

Воспитатель: Какую пользу они приносят?

Дети: Они шьют одежду, учат детей, лечат заболевших, готовят пищу, перевозят грузы.

Постановка проблемной ситуации.

Воспитатель: Ребята, трудно представить, что мы будем делать без врачей, когда заболеем.

Воспитатель: Что бы мы носили, если бы не было портных!

Воспитатель: Что бы ели, если бы не труд людей, которые выращивают хлеб, овощи, фрукты.

Воспитатель: Какой пустой, неуютной была бы наша комната, если бы не столяры и плотники.

Воспитатель: А теперь поиграем в игру. Я буду вам показывать профессию, а вы отвечаете, что делает человек данной профессии.

Физкультминутка «Пилоты»

Мы отважные пилоты. (Руки в стороны с наклонами)
 Водим в небе самолеты. 
(Имитация)
 Над родной землей летаем, 
(Вращение туловище)
 Обгоняя птичьи стаи. 
(Махи руками)
 Хоть взлетаем высоко 
(Прыжки на месте)
 Приземляемся легко! 
(Посадка на место)

Психогимнастическое-упражнение.

Цель: Учить изображать эмоциональное состояние людей разных профессий, используя выразительные движения и пластику.
 Воспитатель -
Я буду показывать любую профессию, а вы должны изобразить ее не только действием, но и мимикой. Как вы покажете шофера, художника, музыканта, парикмахера?

 «Загадки профессий» 

ЦельРазвивать внимание, память, мышление

Воспитатель: Скажите, кто так вкусно,
 Готовит щи капустные,

 Пахучие котлеты,

 Салаты, винегреты.

 Все завтраки, обеды? 
(Повар)

Воспитатель: Мы учим детишек,

Писать и читать,
 
          Природу любить,
 
Стариков уважать. (Учитель)                                                                                             

Воспитатель: Встаем мы очень рано,                                                                                          Ведь наша забота,
 Всех отвозить по утрам на работу 
(Шофёр)

Воспитатель:

Кто, скажите мне, такой.
 Охраняет наш покой.

 За порядком он следит,

 Хулиганить не велит? 
(Полицейский)

Воспитатель:

Не водитель, но в автобусе
 Нам билеты отрывает,

 Остановки сообщает.

 Как его все называют? 
(Кондуктор)

Воспитатель: Ждет сотрудников отряд,
 В детском садике ребят

 Кто же мам в нем замещает

 Кто из вас, детишки, знает? 
(Воспитатель, няня, врач, муз. руководитель.)

Воспитатель: Ножницы, шампунь, расческа, 
 Всем я делаю прически, 

 Стригу и взрослых, и детей.  

 Отгадай меня скорей!  
(Парикмахер ) 

Воспитатель: Он не летчик, не пилот,
 Он ведет не самолет,

 А огромную ракету,

 Дети, кто, скажите, это? 
(Космонавт)                                                                               

Воспитатель: Молодцы, ребята все и загадки правильно отгадали.

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие в страну профессий. Все профессии, о которых мы сегодня говорили и те, о которых не успели сказать, очень важны и нужны всем людям. Нельзя выделить более необходимые и менее нужные профессии. Они все нужны. Ни одна профессия не может существовать отдельно от другой. Многие связаны между собой и помогают друг другу.

Например, врач и медсестра, воспитатель и помощник воспитателя. Но самое главное, что мне хотелось бы вам сказать, это то, что можно быть кем угодно: прекрасным врачом, умелым парикмахером, знающим поваром, водителем, учителем, но если у человека злое сердце, если он завистлив и эгоистичен, такой человек не принесет радости своим трудом. Поэтому я прежде всего желаю вам быть добрыми и отзывчивыми людьми. А профессию, мне кажется, вы выберете правильно, с умом, по зову сердца.

Воспитатель: Я теперь скажите «Кто кем хочет стать, когда вырастит».

(Ответы детей)
  3. Заключительная часть.

1. Что интересного вы сегодня узнали? 2. Скажите, а какие профессии бывают? 3. А кто такой врач? Что он делает? 4. Зачем нужны профессии?                                      

Творческое задание:
 Дети  рисуют людей
разных профессий.  

 

Дата последнего обновления страницы 15.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»